Экономические школы


Экономические школы
(economics, schools of). Исторически с сер. 16 в. до последней четверти 20 в. развитие эконом, мысли шло в русле пяти осн. школ: меркантилизма; экономики франц. физиократов; Классической (и неоклассич.) политической экономии; кейнсианства и монетаризма, — представляющих широкий спектр идей. Меркантилисты сер. 16 — сер. 18 в. утверждали, что богатство наций зависит от денежного баланса (торговый баланс). В условиях существовавших в ту пору простых денежных отношений сторонники этой теории разрабатывали политику, направленную на увеличение кол-ва драгоценных металлов в стране. Поощрялся протекционизм. Критики меркантилизма начиная с философа Юма утверждали, что стремление к накопительству золотых слитков — гибельная политика, к-рая в конечном итоге приведет к оттоку золота из страны. Франц. физиократы 18 в. во главе с Франсуа Кенэ (1694—1774) отдавали преимущество аграрному сектору, считая его единств, источником богатства и налоговых поступлений. Они считали, что роль пр-ва должна ограничиваться поддержкой естественного порядка вещей и возлагали надежды на свободную торговлю. Поэтому их подход ограничивался теорией невмешательства гос-ва (laissezfaire). Эту теорию, а также идею свободы торговли взяли на вооружение экономисты-классики. Осн. положения совр. микроэкономики заимствованы из теорий классич. экономики, обобщенных в кн. Смита Исследования о природе и причинах богатства народов (1776). Маржинальный анализ 19 в. привел к появлению неоклассич. экономики, усовершенствовавшей и развившей классическую. Неоклассич. экономика с помощью механизма цен разъяснила взаимосвязь между спросом и предложением и разрешила ряд проблем классич. эконом, теории, напр., кажущийся парадокс большей ценности бриллиантов (роскошь) по сравнению с водой (жизненная необходимость). Гл. проповедники классич., а затем и неоклассич. экономики: Смит, Роберт Мальтус (1766—1834), Рикардо, Милль, Уильям Стэнли Джевонс (1835—82), Маршалл, Артур Сесил Пигу (1877—1959), Вальрас, Парето и Фрэнсис Исидро Эджуорт (1845—1926). Осн. положение классич. экономики — конкуренция. Согласно закону, спрос и предложение уравновешиваются ценой товара. Наличие свободных рынков гарантирует, что своекорыстное поведение людей приведет к эффективному, социально оптимальному размещению ресурсов и производства. Это т.н. невидимая рука, по Адаму Смиту. Роль пр-ва ограничивается вмешательством в тех случаях, когда рынка не существует либо он несовершенен. В нач. 20 в. экономисты дискутировали о роли гос-ва в контроле за безработицей, вызванной колебаниями спроса. Сторонники классич. традиции утверждали, что пр-во должно поддерживать сбалансированный бюджет; др. экономисты выступали за гос. стимулирование спроса путем поддержки бюджетного дефицита, что нашло отражение в труде Кейнса Общая теория занятости, процента и денег (1936). Там же были заложены основы теории того, что сейчас мы называем макроэкономикой. Влиятельный в 1970—80х гг. монетаризм возродил в обновленном виде еще докейнсианские идеи, поставив деньги в центр макроэконом, политики. Он связал уровень цен с общим кол-вом денег в стране. В последнее время монетаристы утверждают, что экономику определяют денежные факторы и что, в частности, увеличение денежной массы госвом скорее ведет к инфляции, чем к повышению занятости (марксизм, позитивная экономическая теория).


Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. — М.: Инфра-М. . 2002.

Смотреть что такое "Экономические школы" в других словарях:

  • Экономические школы — История экономических учений (англ. History of Economics) фундаментальная экономическая наука, изучающая эволюцию экономической теории. Содержание 1 Основные концепции 2 Экономические школы …   Википедия

  • Экономические школы — системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического… …   Экономика. Словарь по обществознанию

  • Экономические реформы в России (1990-е годы) — Основные статьи: Экономика СССР, 1990 е в экономике России См. также: Реформы правительства Ельцина Гайдара Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990 е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию… …   Википедия

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ — термин, обозначающий регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до экономического спада. В цикле деловой активности выделяются четыре четко различимые фазы: пик, спад, дно, или низшая точка, и подъем. Пик, или вершина… …   Энциклопедия Кольера

  • ШКОЛЫ БУРЖУАЗНЫЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА — – различные направления в буржуазной «науке» уголовного права. Каждое из этих направлений, появляясь в определённый период развития капитализма, отражает политические особенности данного периода и служит интересам буржуазии, стоящей у власти. В… …   Советский юридический словарь

  • Научные школы и направления менеджмента — Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии …   Википедия

  • Летние школы Лондонской школы экономики — Здание Лондонской школы экономики и политических наук. Главный вход Летние школы Лондонской школы экономики (англ. LSE Summer Schools) профильные се …   Википедия

  • СССР. Внешняя торговля и внешние экономические связи —         Внешняя торговля          Развитие внешней торговли. Внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в экспорте играли продовольственные товары и сырьё для их производства (54,7% всего экспорта в 1913). В импорте… …   Большая советская энциклопедия

  • КРИЗИСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — (от греч. xrisis переломный момент) фаза экономич. цикла капитализма, характеризующаяся взрывом всех противоречий капиталистич. произ ва. К. э. выражаются в перепроизводстве товаров по сравнению с платежеспособным спросом, резком сокращении произ …   Советская историческая энциклопедия

  • буддизм. школы и направления — Хотя «благородный», «срединный» путь, указанный Буддой, считался эффективным только для членов сангхи, существование буддийской общины и самих монахов, которые не производили никаких материальных благ, целиком зависело от отношения к ним мирян. И …   Буддизм

Книги

Другие книги по запросу «Экономические школы» >>